Блог

Волшебные палочки или мифы об аскезах

В этой заметке я бы хотела поговорить о том, почему современные аскезы чаще всего ими не являются. Здесь не будет идти речь о том, чем являются аскезы — это тема, которую хорошо и полно может раскрыть только практик восточных традиций, а я не практикую ничего из этих систем. Поэтому объяснять буду на своём примере — в разрезе нашего вида «аскез».

Для начала определимся с терминологией. Для того, чтобы говорить на одном языке, приведу несколько определений из Википедии.
Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение», и др.-греч. ἀσκέω — «упражнять»), или аскети́зм — методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, через молитву, исполнение трудных обетов, порой включающих самоистязание, умерщвление плоти.
Глядя на это кусок, может показаться, что аскезы можно применять в качестве упражнения на самодисциплину без учёта духовной или колдовской практики. Однако, если нырнуть чуть глубже, картина несколько меняется.

Все гиперссылки не отформатированы намеренно, в них можно проваливаться и дочитывать в Википедии термины, которые я не вынесла в заметку.
Духовное развитие (духовный рост, духовная эволюция[1], сознательная эволюция[2], высшая эволюция[3]) – философская, мистическая идея о том, что человек собственными усилиями, в течение своей жизни, или в течение нескольких жизней, может развиться (вырасти, эволюционировать) в более духовное или даже божественное существо.
Обе́т (др.-рус. и ст.‑слав. обѣтъ; чеш. oběť — «жертва»; словацк. оbet то же. Из *оb- и *vetъ — «изречение» (заве́т; приве́т); вѣтъ — «договор; совет») — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от мора, болезней, неурожая, стихийных бедствий, а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место[1].
Всё вместе выглядит совсем непохоже на простое упражнение для работы над своей дисциплиной, не так ли? Поэтому, прежде, чем начинать говорить об аскезах, нужно усвоить одно: не путаться в терминологии, называя простые тренировки для развития силы воли духовной работой.

Про виды «аскез» у нас.

  1. Пост.

Чаще всего пост берется практиком перед серьезной работой для подготовки к оной. Существует несколько типов постов под свои задачи и с разными ограничениями. Углубляться в эту тему я не буду — буковок хватит на отдельную статью, — однако нужно понимать, что основное отличие поста ото всех остальных пунктов ниже заключается в том, что пост — это подготовительное мероприятие, даже не отдельная работа, которая уж тем более не имеет под собой цели выступить как «исполнятор желания». Пост призван подготовить практика, придав физическому телу и энергетике правильное состояние. Вот и всё, зачем он нужен.

2. Жертва деяния.

Из названия ясно, что такая работа имеет под собой цель сделать что-то полезное для патрона. Что именно — зависит от конкретного божества, с которым работает практик. Сначала читается небольшая формула в формате «о, такой-то и такой-то! Прими это деяние, которое я совершу для тебя в течение такого-то времени!», после чего в указанное время практик совершает то, что обещал в тексте. И не дай ему Боги не уложиться в срок или сделать не то ) что характерно, после такого типа работ у патрона обычно тоже ничего не просят, либо просят очень редко — соразмерно деянию и в экстренных случаях. Но я не рекомендую таким заниматься, потому что можно легко не соотнести размер деяния и просьбы, а потом сильно удивиться, особенно в том случае, если деяние было адресовано совсем не доброму и светлому Богу.

3. Работа типа «табу».

Это уже куда более серьезная работа, которая происходит в следующем формате: практик специальным заклинанием призывает себе в свидетели силы, в присутствии которых дает зарок: в течение определенного времени делать / не делать / сделать / добиться / прийти к / etc. В принципе, даже и за такую работу тоже обычно не просят исполнения конкретных желаний ) За неё можно получить вполне определенную плюшку, плюс хорошую прибавку к силе слова, ведь обещание, данное самому себе — это одно, а при свидетелях — совсем другое. По этой же причине за невыполнение табу и прилетает очень весомо, поэтому берут такую работу нечасто и не все.

4. Договор или сделка.

Вообще не работа и не ритуал как таковой, а просто соглашение между практиком и демоном. Любой договор сам по себе содержит элемент «ты мне — я тебе» и потому очень похож на аскезу, если бы не одно но: договор — всего лишь завершающая часть процесса, верхушка айсберга — ведь прежде, чем договариваться с демоном о чем бы то ни было, нужно: а) выдержать посты перед вызовом б) подготовить материалы и инструменты для вызова, а также тексты заклинаний, которые потребуются практику в) собственно, суметь вызвать и подчинить (или хотя бы проявить) его, и только потом начинать торговаться о договоре или сделке. Как видите, к наивному «дорогая Вселенная, я не буду есть сладкое три дня, а ты насыпь мне миллион денег плиз» не имеет вообще никакого отношения.

5. Амулет-табу.

Отдельная штука, которую можно приобрести у колдунов, если плюшек хочется, а уверенности в себе, как в демонологе, нет. Хорошо подходит для обывателей, которые с тварями не работают и вообще не хотят заморачиваться с какими-то договорами и соглашениями, но уверены в своем волевом начале и не против потренировать его, получая за это плюшек. Минусов — два. Первый: ничего не бывает нахаляву, и если носитель амулета не сдержит данный обет, то смачно получит по…. Шее. Потому что по сути это всё равно договор. Минус второй: заранее попросить что-то у твари в амулете за выполненное табу нельзя. Она даст плюшку сама, исходя из сложности данного обещания и своих возможностей. Зато это безопасно: и не получится влететь на что-то серьезное, как бывает с договорами, и не дойдет до крайностей, т.е. даже если носитель амулета не сдержит своего слова, «по шее» ему прилетит пусть и очевидно, но не фатально, чего никогда не будет гарантировано при составлении договоров со свободными тварями.

А что не так с интернетными аскезами?

1. Аскеза-упражнение.

Отдельный тип «аскезы», который уже был разобран выше. Простая путаница в терминологии. На деле к аскезам отношения не имеет, хотя и может быть полезным любому человеку в качестве тренировки силы воли. Не надо искать мистику там, где её нет.

2. Аскеза на желание.

В самой аскезе на желание нет ничего странного, пока не начнешь вчитываться в условия договора (представьте себе, он здесь должен быть).

Во-первых, если у вас вообще нет элемента договора при принятии аскезы, то есть вы сами себе загадали награду за её исполнение, то это — не аскеза, это — аутотренинг, упражнение. См. пункт выше. Исполнится ли желание при таком «договоре» зависит исключительно от внушаемости того, кто такую «аскезу» взял. Ну и от размера желания, конечно. Ведь исполнять это желание будет некому, кроме вас. А вам аскеза для этого не нужна.

Во-вторых, если обращение к некой силе всё же есть, начинается зажигательная свистопляска с простым вопросом: «кому вы пообещали деяние?». Часто на этот вопрос люди отвечают что-то типа — «Вселенной». После этого ответа мой внутренний параноик начинает улыбаться улыбкой Джокера, потому что так наплевательски относиться к тому, кто принимает ваше же деяние, буквально отдавая этот процесс на волю случая, может быть весьма опасно для организма. У «Вселенной» нет сознания, эгрегора и прочих полезных для колдуна вещей, и обращаться к ней — все равно, что просить исполнить желание у стены. Но зато любой дух-мимокрокодил может эту аскезу и принять, когда она дается в такой свободной и размытой форме, и даже исполнить желание, если вы аскезу всё же выдержите… но каким способом желание исполнится — вопрос открытый. При неисполнении аскезы дух также может взять с вас то, что посчитает нужным. Вы будете не рады в обоих случаях, уверяю.

Вывод не поразит своей новизной: будьте внимательны к волшебным палочкам, которые вам предлагают в интернете. В мышеловке не всегда бесплатный сыр… Иногда он просто кажется очень дешёвым.
Колдовство